ВВЕДЕНИЕ
В системе дополнительного образования сегодня существует большое количество направлений историко-краеведческой работы. Среди них и педагоги-ческая археология - направление, опирающееся на разностороннюю педагогическую базу и приобщающее детей к археологии, к познанию далёкого прошло-го своего края. Археология – наука, стоящая на стыке гуманитарных и естест-венных наук, в этом не только её своеобразие, но и мощный стимул к расширению интереса по широкому спектру наук. В нашей стране археология рассматривается как историческая наука, хотя во многих западных странах она относится к естественным наукам. Поэтому в отечественной науке методы археоло-гии тесно переплетены с методами истории и преподавание археологии увязано в общий контекст преподавания исторических наук. Как следствие, специалисты-археологи готовятся на исторических факультетах вузов. Особенностью преподавания археологии является её вузовская ориентация. Изучение методов археологии не входит в систему школьных знаний, но наука весьма притягательна для детей, что позволило ей прочно войти в систему дополнительного образования.
В существующих сегодня школьных программах по истории данные археологии учтены в столь ограниченном объёме, что дети обладают скромной информацией о далёком прошлом своего края. Более того, недостаточное изучение и сообщения в средствах массовой информации формируют у школьни-ков представления об археологии как о гробницах фараонов, кладах и поисках золота, что совершенно не отражает реальностей данной науки. Между тем археология, как ни какая другая наука, обладает огромным образовательным потенциалом, изучая не историю человека в узком смысле, а исследуя самые разнообразные области его эволюции, материальную и духовную культуру. Знакомясь с методологической базой археологической науки, ребёнок может увидеть, как из групп разнообразных вещей возникает информация о ремесле, духовной культуре и других аспектах жизни и быта древнего населения.
Никакой рассказ учителя или рисунок не даст ребёнку того эмоционального ощущения, которое возникает при непосредственном знакомстве с ору-диями древних людей, особенно когда ребёнок самостоятельно обнаружил это орудие в земле. Как показывает опыт, знакомство ребёнка с реальным миром древних вещей и его исследование значительно расширяет горизонты познания, правильно формирует систему ценностей, углубляет формирующееся мировоззрение ребёнка.
Клуб юных археологов «Резерв» Центра детского творчества г. Уссурийска является специализированным детско-юношеским объединением, реа-лизующим оригинальные программы образовательной и социально-адаптационной направленности в системе дополнительного образования. Клуб успешно работает уже 14-й год. С 1991 года клуб является лучшим среди объединений юных археологов Приморья, что подтверждается победами на краевых слетах юных археологов, успешным участием в различных краеведческих конференциях.
Моя педагогическая деятельность как руководителя клуба подчинена следующим основным принципам:
* целостный системный характер работы;
* перспективность;
* использование передовых достижений науки.
Исходя из этих принципов выделяются главные цели, на достижение которых направлена вся работа:
* предоставление школьникам среднего и старшего звена широкого спектра образовательных услуг для формирования основных общекультурных и методологических компетентностей;
* организация комфортной среды для наиболее полной реализации творческого потенциала, социальной активности детей.
Реализация поставленных целей происходит путем включения детей в функционирование сложноорганизованной системы направлений, форм, методов деятельности. Системный подход предполагает обязательную тесную взаимосвязь всех элементов организованного множества.
Если классифицировать описываемый опыт по направлениям деятельности, то можно выделить образовательную линию, исследовательскую линию и социально-педагогическую линию. Каждое направление, исходя из конкретных преобладающих видов деятельности разбивается на несколько структурных единиц:
С точки зрения развития личности ребенка и включения ее в активную познавательную, преобразовательную и коммуникативную деятельность в системе работы отслеживается несколько последовательных этапов:
Успешное функционирование описываемой системы обуславливается следующими факторами:
* Осуществление руководства всем процессом происходит одним специалистом, имеющим педагогическое образование со специализацией по археологии, а также Открытый лист, дающий право проведения самостоятельных полевых исследований.
* Наличие прочных научных связей детского коллектива с Институтом истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Дальневосточным государственным университетом.
* Наличие оборудованного учебного помещения, материальной и источниковой базы для организации исследовательского процесса, походов и лагерей.
* Поддержка деятельности клуба муниципальными и краевыми органами исполнительной власти.
|